В 22 аэропортах страны вынос инвалидов-колясочников с борта самолёта осуществляется на руках, об этом на совещании по вопросам формирования доступной среды для инвалидов сообщил заместитель генерального директора «Аэрофлота» по работе с клиентами Вадим Зингман.
«… приходят люди и выносят пассажира-колясочника. Наиболее критичными с точки зрения этой операционной деятельности являются следующие аэропорты: Мурманск, Нижневартовск, Новокузнецк, Оренбург, Южно-Сахалинск, Челябинск, Барнаул. Они полностью не предназначены для обслуживания пассажиров с ограничениями жизнедеятельности, в первую очередь — опорно-двигательного аппарата», — сказал Зигман.
Вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец попросила Минтранс проверить аэропорты РФ на предмет приспособленности для инвалидов и привести их в порядок.
«Давайте попросим Минтранс своими силами сначала проверить аэропорты, а те аэропорты, которые были выделены — обратиться к их собственникам с просьбой привести всё в порядок, в понятное время, например, в два месяца. И представьте результаты. Если возникают проблемы — сообщайте в режиме онлайн», — сказала Голодец. «Не должны выносить коляски на руках, просто не должны. Это неправильно», — добавила вице-премьер.
Справочно:
Авиакомпании вправе сами решать, какое количество пассажиров с ограниченными возможностями пускать на рейс и пускать ли вообще. При этом конкретные цифры не указываются. Понятия очень размыты, решение принимается на месте, например, командиром судна. Каждая авиакомпания прописывает собственные правила авиаперевозки инвалидов и ознакомиться с ними может любой желающий. И практически все авиакомпании оставляют за собой право отказать в предоставлении услуг на любом этапе до взлёта самолёта, даже если все правила соблюдены: авиакомпания предупреждена заранее, имеется квалифицированный сопровождающий.
Во время бронирования авиабилетов обязательно предупреждайте авиаперевозчика, что он приобретается для человека с ограниченными возможностями. Во-первых, это поможет избежать неприятностей при регистрации на рейс, во-вторых, авиакомпании предупредят Вас о формальностях, расскажут о дополнительных услугах для инвалидов, в том числе платных.
ЮТэйр (UTair)
Авиакомпания ЮТэйр не пускает на борт самолёта пассажиров в инвалидных колясках без сопровождающего лица. Правда с ними можно договориться и отправиться в путешествие самостоятельно, а точнее под наблюдением авиакомпании, если состояние здоровья пассажира не требует особого внимания. Пассажиры с ограниченными возможностями принимаются на борт только со справкой от врача, разрешающего полёт. На всякий случай уточните у перевозчика, в какой форме должна быть предоставлена эта справка. Ещё одним обязательным условием перевозки инвалидов у ЮТэйр является заполнение и подписание расписки о том, что пассажир не имеет претензий к авиакомпании в случае ухудшения состояния его здоровья на борту. А также обязанностью оплатить все расходы, связанные с посадкой и высадкой пассажира, если они будут установлены. Собака-поводырь (для пассажиров лишённых зрения), костыли и медицинские препараты провозятся в салоне самолёта бесплатно.
Сибирь (S7)
Авиакомпания «Сибирь» также допускает инвалидов-колясочников на борт самолёта в сопровождении, однако можно договорившись заранее лететь под наблюдением перевозчика. S7 при определённых условиях и договоренностях берёт на себя ответственность за заботу о пассажире лишённом зрения, если тот путешествует без собаки-поводыря. Собака допускается на борт только при предъявлении сертификата о специальном обучении. Её авиаперевозка осуществляется бесплатно и только в салоне экономического класса. Пассажирам, лишённым зрения и слуха, авиакомпания оказывает помощь при регистрации, доставке к/из воздушного судна, поэтому следует заранее предупредить их о том, что авиабилет приобретается для инвалида по слуху и (или) зрению. Бесплатно также можно взять медицинские препараты, кресло-коляску и костыли. Если пассажир передвигается на электроколяске, она регистрируется в качестве багажа (сверх нормы бесплатного провоза). Авиакомпания позаботится о том, чтобы электроколяску ему подали в первую очередь. Недееспособные пассажиры перевозятся по ходатайству родителей, усыновителей или опекунов и только в сопровождении дееспособного пассажира.
Аэрофлот
«Аэрофлот» просит предупреждать об особых пассажирах на борту самолёта заранее. Авиакомпания готова предоставить инвалидное кресло, лучше всего сообщать об этом за 36 часов до полёта (если нужны носилки, то за 72 часа). Кроме того, существует услуга (платная) по предоставлению автолифта. Бесплатно с «Аэрофлотом» можно провезти собаку-поводыря, инвалидное кресло. Пассажиры с задержкой интеллектуального развития перевозятся с предъявлением справки, в которой указана необходимость его сопровождения. Такие пассажиры проходят регистрацию через медпункт аэропорта вылета.