Аэропорты Москвы

Аэропорты Москвы

Аэропорты Москвы

Весной 2016 года ожидается открытие четвёртого аэропорта московского авиационного узла. Наряду с «Шереметьево», «Внуково» и «Домодедово» аэропорт «Раменское» станет крупной воздушной гаванью столицы. Предполагается, что к 2021 году его пропускная способность достигнет 12 миллионов пассажиров в год.

Авиация России предлагает небольшой экскурс в историю развития аэропортов московского авиаузла.

Первый аэропорт столицы

Первая воздушная гавань появилась в Москве в 1910 году на Ходынском поле. Поскольку авиационный транспорт в то время только развивался, строили аэродром на пожертвования любителей авиации. Участие в создании аэродрома принимал и Николай Жуковский, который в 1904 году открыл закон, определяющий подъёмную силу крыла.

На лётном поле соорудили грунтовую взлётно-посадочную полосу и шесть маленьких ангаров. Первый взлёт с площадки произвёл польский лётчик Михаил Сципио дель Кампо. Официальное открытие аэродрома прошло 3 октября 1910 года. На мероприятии присутствовали представители военного начальства и многие русские авиаторы.


Фото: РИА Новости
Лётчик-испытатель Борис Иллиодорович Россинский с помощниками во время испытаний новой модели самолета на Ходынском поле, 1910 год

Первый полёт над городом выполнил русский авиатор Михаил Ефимов. А в 1918 году на Ходынском поле организовали «летучую лабораторию», в которой под руководством Жуковского проводили опыты и исследования по аэродинамике и воздухоплаванию.

Впоследствии на Ходынке был создан научно-опытный аэродром Главвоздухфлота. А несколько позже рядом с площадкой разместились основные авиационные конструкторские бюро и авиазаводы.


Фото: фотохроника ТАСС
Полет одного из первых русских авиаторов Сергея Уточкина над Ходынским полем, 1912 год

Лётное поле получило статус Центрального аэродрома, а первые пассажирские перевозки начались 3 мая 1922 года. Это были рейсы Москва-Кёнигсберг-Берлин. Через год крылатые машины начали курсировать и внутри страны – появились воздушные трассы из Москвы в Нижний Новгород. Расстояние в 420 километров четырехместные аэропланы АК-1 преодолевали за два с половиной часа.

В 1931 году на Центральном аэродроме появилось первое здание аэровокзала, которое в то время было одним из самых больших в мире. В 1936 году воздушную гавань реконструировали, построили бетонную взлётно-посадочную полосу.

Спустя два года к аэропорту подвели Замоскворецкую линию метро. Под Ленинградским проспектом появилась станция «Аэропорт». Теперь добираться до аэропорта стало ещё легче.

После войны практически все рейсы с Центрального аэродрома перенесли в «Быково», «Внуково» и «Остафьево». Основной задачей лётного поля на Ходынке стало испытание новых самолётов. В частности, здесь испытывали бомбардировщик Ил-28, транспортный самолёт Ил-76, а также пассажирские лайнеры Ил-86 и Ил-96.

В период с 1960 по 1971 год здесь располагалась Центральная вертолётная станция. С Ходынки можно было улететь в другие московские аэропорты – «Внуково», «Домодедово» и «Шереметьево».

Читайте также  Из Международного аэропорта Стригино появится регулярный рейс в Уфу

В 2003 году с полосы аэродрома взлетел последний самолёт, аэропорт закрыли. Некоторое время на лётном поле оставалась списанная техника, здесь планировали открыть музей авиации.

Однако впоследствии рядом появились высотные жилые дома, а на месте лётного поля хотят построить парк. В здании аэровокзала сегодня располагается торговый центр.

«Быково», «Остафьево» и «Внуково»

В связи с увеличением объёма авиационных перевозок в 1930-е годы началось активное строительство в столице других аэродромов. Вторым московским аэропортом стала площадка в «Быково». В 1933 году здесь построили грунтовую полосу и стоянку для самолётов.

В 1936 году в связи с реконструкцией Центрального аэродрома в Быково были переброшены основные пассажирские рейсы, которые выполнялись по центральному расписанию.

Во время Великой Отечественной войны аэродром стали использовать для военных нужд. В это время здесь построили взлётно-посадочную полосу из кирпича. А в 1950-х на аэродроме установили диспетчерский пункт и радиолокатор.

В 1968 году в Быково испытывали Як-40, который стал первым реактивным пассажирским самолётом для местных авиалиний. Машина Яковлева стала совершать рейсы по маршруту Быково-Кострома-Быково, а затем и по другим линиям.


Фото: РИА Новости
Самолеты Як-40 в аэропорту Быково, 1974 год

После постройки нового здания аэровокзала в 1975 году пассажиропоток в «Быково» превысил 1,5 миллиона человек в год. Однако вскоре все рейсы аэропорта стали выполняться из других аэропортов.

Долгое время из «Быково» летал единственный рейс – Москва-Нижний Новгород. А в 2011 году аэропорт закрылся. Сейчас на лётном поле стоят склады, а рулёжные дорожки используют для стоянки автомобилей.

Более счастливая судьба у подмосковного аэродрома «Остафьево», который был открыт на том месте, где в 1803 году приземлилась на своем воздушном шаре первая русская воздухоплавательница княгиня Прасковья Гагарина.

В 1934 году в исторической местности появился аэродром. Отсюда в разные города Советского Союза регулярно летали почтовые и пассажирские самолёты Ли-2. Во время войны здесь дислоцировались самолёты, которые участвовали в бомбежках Берлина. Позже в «Остафьево» разместилась эскадрилья самолётов дальней авиации.

В 90-е годы территорию активно начала осваивать компания «Газпром-Авиа», была проведена реконструкция аэропорта. В то же время возникла идея организации в «Остафьево» корпоративного аэродрома.

В начале 2000-х годов московские власти пытались добиться закрытия аэропорта, так как он мешал строительству жилых комплексов в деревне Староникольское, которая находится в зоне звукового воздействия посадочной площадки. Однако аэродром удалось отстоять.

Читайте также  Пассажиропоток аэропортов холдинга «Аэропорты Регионов» по итогам 2016 года составил 9,3 млн человек

Сегодня Остафьево представляет собой современный аэропорт бизнес-авиации. Также здесь дислоцируются воздушные суда морской авиации.

Открытый в 1935 году аэродром «Тушино» в годы войны обслуживал бомбардировщики и истребители. Затем он стал местом авиационных парадов, которые посещало высшее руководство государства. В 1970-80-е годы здесь располагался Центральный аэроклуб имени Чкалова, в котором молодых людей обучали пилотированию и прыжкам с парашютом.


Фото: фотохроника ТАСС
Празднование Дня воздушного флота СССР на аэродроме в Тушино, 1956 год

С начала 90-х годов аэродром стали использовать для проведения массовых мероприятий. В частности, тут проходил международный рок-фестиваль «Monsters of Rock» и фестиваль «Крылья».

Последний самолёт улетел из «Тушино» в 2014 году. Это был магистральный Ил-14, который хранился на аэродроме более 20 лет и был восстановлен энтузиастами.

Московские гидроаэродромы

На том месте, где сейчас расположен Филёвский бульвар, в период с 1923 по 1970 годы находился заводской аэродром космическо-научного производственного центра имени Хруничева. Рядом на Москва-реке располагался и небольшой гидроаэродром.

Другая водная гавань для воздушных судов находилась на Химкинском водохранилище на окраинах Тушино. Гидроаэродром начали строить одновременно с прокладкой канала «Москва-Волга», он получил название благодаря находившейся рядом деревне Захарково и стал Захарковским аэродромом.

Здесь были оборудованы специальные причалы для самолётов-амфибий, а также устройство для их подъёма в ангары для ремонта. На Захарковском аэродроме базировались самолёты полярной авиации. Именно отсюда отправлялись экспедиции в Арктику.

Сейчас здесь стоит новый жилой микрорайон.

«Внуково», «Шереметьево» и «Домодедово»

В 1937 году из-за перегруженности Центрального аэродрома на Ходынском поле было начато строительство новой авиационной гавани – аэропорта «Внуково». Первая очередь была закончена до начала военных действий, поэтому во время войны здесь уже располагалась Московская авиагруппа особого назначения.

Именно во «Внуково» 9 мая 1945 года приземлился пилотируемый лётчиком Семенковым Ли-2, на борту которого находился «Акт о безоговорочной капитуляции войск гитлеровской Германии». Сюда же прилетал самолёт с красным знаменем Победы, которое водрузили над Рейхстагом.

После окончания войны «Внуково» получил статус основного и первого международного аэропорта столицы. Отсюда авиалайнеры полетели в Австрию, Болгарию, Германию, Польшу и другие европейские страны.


Фото: Мастюков Валентин; Коньков Александр / ТАСС
Командно-диспетчерский пункт аэропорта Внуково, 1958 год

14 апреля 1961 года во «Внуково» с космодрома «Байконур» прилетел первый космонавт Земли Юрий Гагарин. В аэропорту была организована торжественная встреча — всем хорошо известны кадры, когда Гагарин идёт по ковровой дорожке для рапорта Хрущёву (и развязавшийся шнурок на ботинке — это всё было во Внуково).

Читайте также  Юные мастерицы сделали оберег Домового в кожуховской библиотеке 

При подготовке к Олимпиаде 1980 года аэропорт реконструировали, пропускная способность увеличилась, теперь в час аэропорт мог обслужить 2300 пассажиров. Отсюда же в 1980 году был совершён сверхдальний перелёт в Антарктиду на самолёте Ил-18Д, а в декабре того же года — первый полёт на первом советском широкофюзеляжном лайнере Ил-86.

Вторая половина 1950-х годов ознаменовалась появлением новых пассажирских самолётов и значительным увеличением объёма пассажирских перевозок. Существовавшие тогда аэропорты не справлялись с наплывом желающих воспользоваться услугами воздушного транспорта. Поэтому было принято решение построить в Москве ещё два крупных аэропорта. Так появились «Шереметьево» и «Домодедово».

Аэропорт «Шереметьево» изначально строился как главный военный аэродром Советской армии, в начале 1950-х годов он не принимал гражданские рейсы и носил название «Шереметьевский» по расположенному рядом посёлку.

По легенде, идея создания в этом месте гражданского аэродрома возникла у Хрущева, который был сильно поражён размером лондонского аэропорта Хитроу. После посещения Англии он сказал, что подобный авиационный порт пора строить и в СССР. Его слова восприняли как руководство к действию, и уже 11 августа 1959 года «Шереметьево» принял первый пассажирский рейс из Ленинграда.


Фото: Ю. Чуприков / ТАСС
Сверхзвуковой самолет ТУ-144 около исторического павильона-«рюмки» в Шереметьево, 1970 год

Вскоре здесь построили здание аэровокзала, а география перелётов распространилась на весь мир: авиалайнеры стали летать в США, Канаду, Мексику, Аргентину и даже Австралию.

«Домодедово» появился несколько позже, но сразу в качестве гражданского аэропорта. Первый пассажирский Ту-104 вылетел отсюда в Свердловск в 1964 году, а регулярные пассажирские перевозки начались в 1966 году.

В советское время существовало чёткое разграничение географии полётов между основными аэропортами Москвы. Например, из «Шереметьево» выполнялись международные рейсы и внутренние перелёты на север и северо-запад. Из «Внуково» летали на юг и в республики Закавказья. В «Быково» базировались самолёты, выполнявшие региональные перевозки по европейской части страны. «Домодедово» же специализировался на перелётах в Среднюю Азию, Сибирь и на Дальний Восток.

В 90-е годы произошло резкое сокращение авиационных перевозок, в связи с чем нагрузка на аэропорты значительно снизилась. Аэропорт «Домодедово» перешёл под контроль туристической фирмы и авиакомпании «Ист Лайн», которую создали предприниматели Антон Баков и Дмитрий Каменщик. В 1992 году «Домодедово» получил статус международного аэропорта.

Сегодня «Внуково», «Шереметьево» и «Домодедово» считаются основными аэропортами Москвы, принимающими миллионы пассажиров, однако существовавшая некогда их специализация. Все воздушные порты столицы являются международными и встречают самолёты со всего мира.

Источник: Мослента (http://moslenta.ru/article/2016/04/17/airports/)

admin

Обсуждение закрыто.